Некоронованный владыка Франции

Кардинал Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье, известен большинству наших современников по бессмертным романам Александра Дюма. В них он нагло и бесцеремонно преследует бедную королеву Анну Австрийскую и делает бесчисленное количество гадостей бравым королевским мушкетерам.

  На самом же деле кардинал Ришелье вошел в мировую историю как один из самых талантливых политиков и государственных деятелей и человек, сделавший тогдашнюю Францию великой державой. А то, что писал о нем Дюма, — не больше чем авторский вымысел, используемый писателем для вящей занимательности и закрученности сюжета.

Юный аббат. 

Будущий герцог и кардинал Ришелье родился 9 сентября 1585 года в семье приближенного короля Генриха III и главного прево (судьи) королевства Франсуа дю Плесси де Ришелье. Помимо судебных функций, осуществляемых им от случая к случаю, он принимал участие во множестве войн (в основном гражданских), которые тогда вела Франция. За свои ратные подвиги отец будущего кардинала получил от короля должность… капитана королевских мушкетеров.

Впрочем, вскоре после рождения сына глава семейства умер. Его вдова и пятеро детей жили на королевскую пенсию, которая была не очень большой, да и выплачивали ее не всегда регулярно. Семья откровенно нищенствовала. Чтобы свести концы с концами, вдова была вынуждена заложить золотую цепь ордена Святого Духа — высшей награды французского королевства.

Через несколько лет Ришелье поступил в Наваррский коллеж, а после его окончания стал готовится к военной службе. Но тут вмешался случай — его старший брат Альфонс Луи отказался от епископства в Люсоне (тогда во Франции духовные звания переходили по наследству).

Чтобы не потерять доходное место, в 1607 году Арман Ришелье поступил на учебу на богословский факультет парижской Сорбонны. В 1608 году аббат Ришелье стал епископом Люсонским. Интересно, что одно из высших духовных званий в католической иерархии он получил в 23 года, обманув самого папу римского Павла V и скрыв от него свой возраст. Узнав об этом, папа лишь рассмеялся и сказал: «Справедливо, чтобы молодой человек, обнаруживший мудрость, превосходящую его возраст, был повышен досрочно». И его святейшество не ошибся.

 

Долгий путь к власти.

Однако духовная карьера была не для такого честолюбивого и деятельного человека, как Ришелье. Для начала он постарался сделать все, чтобы его заметили в Париже. Ришелье в Лионе познакомился с монахом-капуцином Жозефом дю Трамбле, прозванным за свое влияние на королевскую семью«серым кардиналом». С его помощью молодой священник стал своим человеком при дворе королевы-матери Марии Медичи. И вскоре Ришелье сделался духовником у Анны Австрийской — жены молодого короля Людовика XIII. Да-да, той самой, в которую он якобы был влюблен по уши. На самом деле должность духовника была лишь ступенькой в его будущей карьере. Правда, юный король тогда царствовал, но еще не правил. Все дела в королевстве единолично решал Кончино Кончини — всесильный фаворит королевы-матери Марии Медичи.

Но, как бы то ни было, близость ко двору сыграла свою роль — в 1616 году епископа Люсонского Ришелье неожиданно назначили военным министром Франции. А через каких-то полгода после этого вконец проворовавшегося фаворита королевы-матери убили приближенные Людовика XIII, и король начал уже самостоятельно править страной.

Желая избавиться от приближенных Марии Медичи, в числе прочих Людовик XIII удалил от двора и епископа Люсонского. Но вскоре, оценив способности и ум Ришелье, король вернул его в Париж и сделал своим советником. Наконец-то, после множества интриг, взлетов w падений, в 1622 году Ришелье стал кардиналом, а в еще через два года — и первым министром короля. И началось то, что во Франции называют «эпохой великого кардинала».

Железом и кровью.

Свою политическую программу Ришелье обозначил в следующих словах: «Я обещал королю употребить все мои способности и все средства, которые ему будет угодно предоставить в мое распоряжение, на то, чтобы уничтожить гугенотов как политическую партию, ослабить незаконное могущество аристократии, водворить повсеместно во Франции повиновение королевской власти и возвеличить Францию среди других держав». В отличие от множества аналогичных обещаний, которые давали политики всех времен и народов, Ришелье сумел их все выполнить.

Он жестоко и решительно усмирил мятежных герцогов и баронов, укоротив на голову самых строптивых из них. Чтобы у аристократов больше не появилось соблазна взбунтоваться, кардинал приказал снести их родовые замки. Он запретил дуэли под страхом лишения дворянства и тюремного заключения, заявив, что отныне дворяне — по словам Ришелье, «главный нерв государства» — могут проливать свою кровь только на королевской службе.

Все эти действия вызвали бешеную ненависть высших слоев французской аристократии. Против самого Ришелье было организовано несколько заговоров, в которых принял участие и брат короля. Также на ненавистного вельможам кардинала было совершено несколько покушений. Чтобы обезопасить себя, он набрал отряд телохранителей (гвардейцев кардинала), которые были лично ему преданы. Снабжение и обмундирование их были даже лучше, чем у королевских мушкетеров, из-за чего между этими элитными подразделениями разгорелось соперничество, нередко заканчивавшееся дуэлями. Все это прекрасно описал Александр Дюма в своем романе «Три мушкетера».

Ришелье сумел закончить многолетнюю религиозную войну во Франции между католиками и гугенотами. Она разоряла страну и уносила жизни десятков тысяч подданных Франции. В 1628 году королевские войска взяли твердыню гугенотов — крепость Ла-Рошель. Сохранив свободу вероисповедания, гугеноты потеряли все те особые права и привилегии, которые отвоевали при прежних французских монархах.

Ришелье провел внутренние реформы, поставив под контроль короля провинциальные парламенты и губернаторов провинций. Сейчас это бы назвали«укреплением вертикали власти». При Ришелье началась колонизация Канады, Гвинеи и Антильских островов. Именно он заложил основы французской колониальной империи.

Кстати, именно при нем, в конце 1620-х годов, было отправлено первое французское посольство в Россию. Ришелье интересовали, правда, в первую очередь чисто меркантильные интересы. Он хотел получить разрешение от правившего тогда царя Михаила Федоровича на свободный проезд французских купцов в Персию. Но царь, посоветовавшись с боярами, такое разрешение не дал, позволив лишь негоциантам из Франции свободно торговать в Москве, Новгороде и Архангельске. В свою очередь, Ришелье помог России наладить до того весьма скверные отношения со Швецией. Шведский король Густав II Адольф тогда был союзником Франции в борьбе с Габсбургами и прислушался к просьбе всесильного кардинала.

Кардинал-меценат.

Ришелье любил и ценил писателей, поэтов, художников и музыкантов. Он стал основателем Французской академии и учредителем специальных пособий, которые получали наиболее выдающиеся деятели культуры. По его инициативе была проведена капитальная перестройка Сорбонны, на которую кардинал — бывший ее выпускник — пожертвовал 50 тысяч ливров из своего кошелька.

При Ришелье вышло первое во Франции периодическое издание — La Gazette. Выходило оно еженедельно, и в числе авторов издания был и сам кардинал.

Кардинал умер 4 декабря 1642 года в Париже, в своем дворце Пале-Рояль, который он перед смертью завещал королю. Свою огромную библиотеку Ришелье завещал Сорбонне. У постели умирающего собрались священники, которые причастили его. Рассказывали, что во время традиционного в таких случаях обращения простить перед смертью своих врагов Ришелье ответил, что у него не было других врагов, кроме врагов Франции.

Похоронен кардинал Ришелье был в церкви Парижского университета. Во время Великой французской революции санкюлоты вытащили из склепа останки Ришелье и бросили их под ноги беснующейся толпе. Так Франция отблагодарила своего великого сына за то, что он сделал для нее.

Антон Воронін 

За матеріалами тижневика

«Тайны ХХ века» 

 

 

 

 

 


Друк   E-mail